29 июня 2022 в 10:51

Кибербуллинг: жжёт сильнее огня, ранит больнее ножа

По данным исследователей, 67% российских школьников подвергались кибербуллингу за последний год, а количество статей о кибербуллинге на образовательных порталах выросло почти вдвое. С учетом такой актуальности проблемы в 2020 году законодательная инициатива о введении правовой ответственности за кибербуллинг была направлена в Госдуму и Совет Федерации.

Однако на составление законопроекта, его принятие и “обкатку” понадобится еще не один год, даже если инициатива будет одобрена… Пока что дети не защищены законом от любых видов кибербуллинга. А значит, родителям приходится заботиться об их безопасности самостоятельно.

С какой же стороны ждать беды? Ответы ниже - в нашей статье о кибербуллинге.

Что такое кибербуллинг в интернете

Кибербуллинг - это травля в интернете. Она может происходить в любых интернет-сервисах - от мессенджеров до сайтов и онлайн-играх, а порой даже переходит в реальную жизнь. “Задиры” из интернета могут раздобыть номер или адрес жертвы и превратить ее жизнь в настоящий кошмар.

Особенно уязвимы перед всеми видами кибербуллинга дети, которые привыкли зависеть от мнения окружающих и еще не имеют своего морального “костяка”. А пик агрессивности травителей, согласно исследователям, приходится на 5-8 классы - когда ребенок и близко не представляет, как реагировать на кибербуллинг.

Отличия кибербуллинга от буллинга

Что такое кибербуллинг в интернете? При обычном буллинге в школе можно повлиять на заводилу, заручиться поддержкой преподавателей или, на худой конец, перевести сына или дочь в другое учебное учреждение, где одноклассники будут более дружелюбны. В отличие от него, в кибербуллинге могут участвовать тысячи человек! Известны случаи, когда преследователи находили жертву даже на новой странице и в новой школе, возобновляя свои нападки.

Часто кибербуллинг и травля в реальной жизни идут рука об руку, а инициаторами ее выступают одни и те же люди. Но есть и отличия, которые разделяют эти явления:

  1. Психологи считают кибербуллинг даже более опасным для психики, ведь он непрерывен. После ухода из школы или из двора ребенок может вернуться домой, отдохнуть, встретиться с друзьями или попасть в дружеский коллектив по интересам. Но телефон всегда с ним - и на этот телефон постоянно приходят сообщения и уведомления. А как без этого? Перенесли урок, прислали домашку, попросили передать поручение от классного руководителя - сейчас все это происходит в чатах. Поэтому, вставая утром и ложась вечером, ребенок проверяет свой аккаунт в соцсетях. И встречает там угрозы или издевки. Часто родители в это время дома, друзья заняты, и жертва оказывается предоставлена сама себе, оставаясь наедине со своими мыслями - и преследователями. И как защититься от кибербуллинга в такой ситуации?..
  2. При цифровом преследовании травители нередко пытаются вовлечь новых людей - через распространение порочащих данных или аморальные действия в соцсетях под видом жертвы. Например, оставляют ее номер телефона на сайтах знакомств, инициируют обсуждение ее поведения или рассылают клеветническую информацию знакомым жертвы. Иногда люди даже не осознают, что случайно подключились к цифровому буллингу. Массовость травли в этом случае опасна - ребенку кажется, что весь мир обернулся против него. Вопрос как реагировать на кибербуллинг у жертвы даже не встает - она обычно слишком подавлена и начинает воспринимать унижения как должное.
  3. Часто агрессоры используют поддельные страницы (фейки), чтобы оставаться инкогнито. Анонимность порождает чувство безнаказанности, поэтому травители легко заходят все дальше и дальше, совершают поступки, на которые не отважились бы в реальной жизни. Практически не имея способов реальной защиты от кибербуллинга, жертва даже не может сигнализировать преследователям о своем состоянии - иногда они переступают черту, потому что даже не знают, что происходит с преследуемым.

Виды кибербуллинга

Вне зависимости от вида, цель кибербуллинга заключается в моральном подавлении жертвы. Злоумышленники получают удовольствие или выгоду, вызывая у жертвы чувство страха, бессильной злости или стыда.

Важно отличать от кибербуллинга единичный эпизод или конфликт жертвы с одним человеком или группой (если он не выходит за пределы этой группы). Кибербуллинг - это всегда череда повторяющихся эпизодов. Нередко он происходит с вовлечением все новых и новых лиц в процесс травли.

К приемам кибербуллинга относятся:

  • распространение ложной, клеветнической или просто нелицеприятной информации о человеке, в т.ч. распространение настоящих или поддельных непристойных фотографий в соцсетях;
  • угрозы жизни и здоровью жертвы или ее родных, семейному благополучию;
  • выдача себя за жертву в социальных сетях и на сайтах знакомств с целью опорочить ее репутацию.

По своей интенсивности кибербуллинг может варьироваться от оскорбительных шуток до непрерывного сетевого террора с подключением все новых и новых участников.

К видам кибербуллинга относится:

  1. Троллинг (например, родственников погибшего или порицаемого члена общества) - в этом случае травители распространяют негативную информацию о жертве или ее родных с целью задеть ее лично или устроить социальную провокацию. Нередко троллингом занимаются те подростки, которые и сами уже пострадали от издевательств.
  2. Хейтинг - критика (зачастую необоснованная) и негативные комментарии в адрес человека под его фото или в переписке.
  3. Флэйминг - публичная вспышка агрессии, конфронтация между травителем и жертвой, в которую обычно включаются другие люди, подливая масла в огонь. Часто жертвами флейминга становятся дети и подростки, которым трудно найти взаимопонимание со сверстниками. Любые неправильно трактуемые травителями действия с их стороны или проявления нестандартных черт характера порождают новую волну насмешек и оскорблений.
  4. Киберсталкинг - выслеживание, преследование, сбор данных для травли жертвы в интернете, при котором преследователь постоянно напоминает о себе вызывающими тревогу сообщениями/постами.
  5. Грифинг - создание помех игровому процессу в онлайн-играх, когда игроку буквально “не дают проходу” с целью лишить его удовольствия от игры.
  6. Секстинг - размещение фото или видео с полуобнаженной или обнаженной жертвой (например, фото из раздевалки, туалета, со спущенными травителями штанами или по неосторожности, высланные в личной переписке с доверенным лицом). Часто травители бывают весьма изобретательны, стараясь заполучить такие фото - например, притворяются врачами и запугивают неопытного школьника смертельными или стыдными болезнями, которые можно достоверно диагностировать только по фото интимных зон, давят на то, что “мама будет плакать/рассердится”.

Последствия кибербуллинга

Поскольку правовое преследование кибербуллинга в нашей стране пока отсутствует, исследователи выделяют преимущественно психологические последствия. Реже - материальные или прямые последствия для здоровья и жизни жертвы.

Что значит кибербуллинг для жертвы

Главные последствия кибербуллинга для жертвы - это снижение самооценки и повышение тревожности. Комбинация этих факторов приводит к замкнутому, нелюдимому поведению (ребенок перестает доверять родителям, друзьям, отрицательно реагирует на все попытки сблизиться), ухудшению успеваемости, приводит к виктимному поведению (т.н. “поведению жертвы”, когда человек неосознанно ставит себя в ситуации, где может пострадать, или просто перестает давать отпор). Невозможность наказать обидчика вызывает у жертвы чувство бессилия, которое распространяется на все сферы жизни. Школьники, которые подверглись к кибербуллингу, более склонны к раннему употреблению алкоголя и началу половой жизни, курению. Они чаще стремятся к уединению или неподобающей компании, прогуливают школу, становятся более раздражительными и агрессивными.

Нередко такие дети прибегают с селфхарму (самоповреждению), имеют суицидальные наклонности, которые могут претворить в жизнь.

Что значит кибербуллинг для агрессора

Психологически кибербуллинг изменяет и агрессора - отчасти этому способствует подспудный страх быть уличенным, чувство вины и неправильности своих поступков (по данным исследователей, их испытывает каждый 2-й или 3-й травитель). Также агрессоры и свидетели травли испытывают высокую социальную тревожность (ведь они “варятся” в круге общения, где травля допустима и нормальна, и сами могут стать ее объектом), склонны к психосоматическим проблемам, становятся более раздражительными и агрессивными. Как ни странно, травители становятся более склонны к поведению жертвы - как бы принимают систему целиком, и, попав в условия травли, тоже становятся безвольными, обиженными, подавленными, а не стараются бороться. Также безнаказанный сетевой агрессор в более позднем возрасте чаще формируется как личность, склонная к противоправным действиям. Статьи о кибербуллинге, который предшествовал совершению преступлений против в личности, все чаще появляются в СМИ.

Что касается других последствий, то, в отличие от обычного буллинга, который редко оставляет “улики” (даже если обидчики переходят от слов к действиям - как доказать происхождение синяка или ссадины?), киберпреследование, как правило, оставляет цифровой след. Им может быть переписка, запись на стене или вовремя сделанный скриншот. Такие вещи уже могут стать доказательством и поводом для обращения в службу поддержки и другие инстанции.

Как защититься от кибербуллинга?

Часто родители становятся последними, кто узнает о проблемах своего ребенка - но они также остаются единственными, кто реально способен ему помочь. 4 из 5 детей отказываются сообщать родителям о травле (“да что родители понимают в интернете”, “им на меня наплевать, они просто отрежут инет” или из нежелания впускать родителей в свое киберпространство). Но что делать для защиты от кибербуллинга, чтобы избежать последствий этого грустного парадокса?

Работа над отношениями с ребенком

Развитие у ребенка здоровой самооценки и умения постоять за себя - один из лучших способов избежать как обычного буллинга, так и преследований в интернете. Уверенный в себе, окруженный вниманием и проинформированный ребенок проще переживает травлю (увы, от нее никто не застрахован), знает, как реагировать на кибербуллинг. Ведь он может хоть немного отдохнуть от неприятностей дома, в кругу семьи. Такой ребенок не склонен поддаваться на уловки и жестокие розыгрыши мошенников. Он меньше рискует стать жертвой шантажа, ведь вряд ли доверится кому-то в интернете ради внимания. Особенно опасен для детей, которым не хватает внимания, т.н. груминг (прим. - доверительное общение преступника с ребенком ради совращения жертвы). По данным зарубежных исследований, каждый 5-й ребенок подвергается домогательствам при общении в интернете. При этом около половины детей, пострадавших от груминга, сталкивается с настоящим преследованием, когда преступник продолжает шантажировать их фото- и видеоматериалами, грозит разрушить отношения с родителями и сверстниками, а иногда становится действительным инициатором кибербуллинга (часто - секстинга).

Для кибербуллинга характерна высокая латентность. Причин этому несколько: скрытность жертв, которые боятся признаться родителям, анонимность преступников (“а на кого жаловаться?”), несовершенства законодательства в сфере социальных сетей. Чем раньше проблема будет обнаружена, тем менее серьезными будут последствия для психики и здоровья ребенка, которого буллят.

Поэтому главным оберегом от кибербуллинга и его тяжелых последствий всегда будут отношения в семье. Доверительные, открытые отношения между родителями и детьми без осуждения и строгих наказаний помогут ребенку быстро и спокойно признаться в проблеме, попросить помощи. Как определить, ведете ли вы себя правильно с сыном или дочерью?

  1. Прислушиваетесь ли вы к ребенку? Вероятно, что да. Но показываете ли вы ему, что слушаете? Отвлекаетесь ли от повседневных дел и забот хотя бы на 5 минут - просто ради него, когда он что-то рассказывает?
  2. Получает ли ребенок достаточно личного пространства?
  3. Не становится ли он свидетелем, а то и участником семейных ссор, не приходится ли ему брать на себя “взрослые” проблемы, к которым он еще не готов?
  4. Ведете ли Вы себя предсказуемо для ребенка, понимает ли он “правила игры” в ваших отношениях - или иногда можете сорваться “ни за что”, совершить противоречивый поступок в его отношении?
  5. Уделяете ли Вы внимание обидам своего сына или дочери - или думаете, что детские слезы сохнут быстро?
  6. Принимаете ли Вы ребенка таким, какой он есть, или постоянно сравниваете его со своими ожиданиями не в его пользу?
  7. Получает ли ребенок адекватную реакцию со стороны взрослых? Важно помнить, что для ребенка и подростка родители должны быть “эмоциональным контейнером”. Не всегда сын или дочь говорят приятные вещи, иногда они восхищаются тем, что, с точки зрения родителей, достойно осуждения. Но раскритикуйте ребенка, запретите ему то, чем он с вами восторженно поделился - и потеряете его доверие. Родитель должен быть в первую очередь хорошим слушателем, и лишь затем - хорошим советчиком. Избегайте нравоучений - лучше помогайте ребенку самому ответить на волнующие его вопросы в диалоге с Вами.

Эти правила общения особенно важны с подростками, которые стремятся быть независимыми от родителей. Будьте для них самым близким другом - иначе им может стать кто-то другой, с недобрыми намерениями.

Взаимодействие с учителями и школьным психологом

Если кибербуллингом занимаются одноклассники или учащиеся одной школы, обращение к учителям и школьной администрации может благоприятно повлиять на разрешение ситуации. Не менее важна и индивидуальная ребенка школьного психолога с детьми-жертвами - своевременное вмешательство специалиста помогает выработать конструктивные защитные механизмы психики вместо разрушительных, избежать психотравмы, изменить то, как к приемам кибербуллинга относятся пострадавшие дети. Поддержка, даже оказанная только психологом, помогает изменить картину мира ребенка, показать ему, что существуют и хорошие люди, которым стоит доверять. Важно пообщаться со школьным психологом и родителям - специалист подскажет, как реагировать на кибербуллинг, если его жертвой стал собственный сын или дочь. Как и родители, учителя и школьные психологи помогают сформировать адекватную самооценку, при которой ребенок меньше зависит от мнения окружающих - это и есть главная защита от кибербуллинга и его последствий.

Помимо учителей и школьных психологов, вашими сторонниками могут стать службы поддержки в некоторых соцсетях. Обратитесь туда сами или объясните подростку как оставлять жалобы на аккаунты и группы, с которых ведется кибербуллинг. Так, за 2020 год Роскомнадзор удалил свыше 6000 записей, квалифицированных как кибертравля, и заблокировал связанные с ними страницы.

Часто недостаточно просто удалить страницу. Во-первых, злоумышленники могут шантажировать ребенка (“если удалишь страницу или пожалуешься - выложим твои фото”), во-вторых, даже на новом аккаунте жертву могут найти через общих знакомых, алгоритмы соцсетей или просто по фото.

Контроль ребенка в интернете

Специальные приложения и сервисы, которые позволяют контролировать активность ребенка в интернете - один из самых эффективных способов выявления кибербуллинга. На странице ребенка появился оскорбительный комментарий? С реального аккаунта или фейкового? Как часто появляются такие комментарии? Кто и что пишут ребенку в личные сообщения? Все это можно узнать благодаря сервисам контроля - и правильно оценить ситуацию и масштаб кибербуллинга.

Подобные сервисы также позволяют ограничивать время, проводимое ребенком в интернете. Если дома все в порядке, это необходимо, чтобы дать ему “переключиться” от потока негатива в сети на общение с родными и друзьями.

Защита от кибербуллинга - это комплексное мероприятие, в которое важно вовлечь как можно больше людей, сервисов и других ресурсов, в особенности, если цифровое преследование стало массовым.

Но главное преимущество сервисов контроля - это возможность профилактики, своевременного предупреждения кибербуллинга.

И пусть ваши дети никогда с ним не столкнутся!

Март 2024
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
26
27
28
29
1
2
3
4
5
7
8
9
10
11
12
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
26
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6
7